Отправлено 28.06.2012 - 14:00
30 лет назад, 1982 год.
Жизнь в 1982 году была скучна и однообразна. Население СССР уже давно не верило ни в какие идеалы, если не считать таковыми сугубо утилитарные и, в общем, набор ценностей был примерно такой же, как у жителя рядового буржуазного государства. Народ ломился туда, где можно полегче, побыстрее и побольше заработать, где можно украсть, где быстрее дают квартиры. Помню, что у нас каждый торговец газводой, приемщик стеклотары, мясник, мороженщик, работник бензоколонки, автосервиса, считался чуть ли не подпольным миллионером. Устроиться грузчиком в приличный (по советским меркам) магазин можно было только по родственным каналам, про более высокие должности я вообще молчу. Помню, одну нашу знакомую – скромную кассиршу комиссионки куда сдавали свои вещи моряки. Она к нам приходила чуть ли не каждую неделю и хвасталась тем или иным новоприобретенным золотым украшением. И это при зарплате в 80 рублей в месяц! Интересно, сколько там было в заначках у товароведа или директора? Но это все мелочь. Процветали подпольные цеха. Продукция – вполне типовая: маечки с надписью «USA» и орлом, плакаты с Высоцким и Мариной Влади, сумочки с «Аббой». Черно-белые карты с «голыми бабами» которые учителя регулярной изымали у школоты, но родителям никогда не отдавали! Причем судя по тому, какое количество народа таскало это барахло, объемы производства были довольно шальные.
Сам год начался многообещающе. В новогоднюю ночь, пока весь народ слушал поздравительную речь генсека-солнце - Леонида Ильича (в последний раз) и смотрел выступление полуголых немок из «балета телевидения ГДР» вперемешку с чешским соловьем Карелом Готтом и польской сисястой и горластой певицей Марылей Родович, бомбанули хату знаменитой укротительницы гигантских кошек Ирины Бугримовой. Той самой что «красиво плыла в полосатом купальнике» в одном из советских фильмов. «Подмыли» грандиозную коллекцию бриллиантов которая укротительница честно собирала всю жизнь. До сих пор идут дискуссии: откуда, откуда у нее их столько было? На этот счет есть 2 версии. Первая: бриллианты были «намыты» в годы войны 1941-45 гг. Мало кто знает, даже тогда цирки активно катали по стране и, в отличие от людей, гигантских кошек кормили по полной программе. Никакого снижения мясного довольствия, они ж ведь тупые, не понимают что значит «надо потерпеть во имя». Еще сожрут укротителя ненароком! Ну и понятно - что можно было обменять в стране где народ опухал от голода в промышленных масштабах на пару килограмм мяса. Пусть даже конины или старой говядины. Вторая: некоторые дрессировщики были тесно связаны с т.н. «бриллиантовой мафией». То есть привозят кошек на гастроли в какую-нибудь Италию или Бразилию, а перед отъездом «на родину» кормят мясом с брюликами. Как вы понимаете, никаких таможенных досмотров «лохаматиков» не производилось. Дело об ограблении до сих пор не раскрыто.
Про это бомбилово можно было бы не писать, но… двумя неделями раньше 11 декабря 1981 года была точно также обчищена квартира знаменитой артистки Зои Федоровой. Тоже вынесли бриллианты горстями, только на сей раз хозяйку пришлось убить. Откуда камешки у Зои – вообще загадка. Известно только, что она по молодости путалась американскими дипломатами и даже от одного из них родила дочь, за что товарищ Сталин ни за что влепил ей 25 лет концлагерей, заменив, чуть позже концлагерь на содержание в легендарном Владимирском Централе. Дело об ограблении и убийстве тоже само собой, тоже «повисло». Навсегда.
А за год это этого, 14 ноября 1980 года была обчищена квартира вдовы «красного графа» - писателя Алексея Толстого. Среди похищенного - громадное количество бриллиантов, антиквариата, подлинников полотен всемирно известных художников – «фламандцев», мастеров Ренессанса и пр. и уникальная французская брошь из коллекции Людовика XV. Барахло было настолько ценное, что его внесли в международные каталоги. А вы говорите в СССР плохо жили! В СССР жили хорошо, в 1982 году это была страна всеобщего «негритянского счастья». А для него много не надо. Женщина вешала на себя цепочку, пшикалась залипушным «Кристиан Диором» и это считалось невероятной крутизной. Я пару раз в год (по особо важным случаям) одевал джинсы «Райфл» и кроссовки «Рибок» и считал себя самым крутым на свете. Крутой инженер покупал «Жигули-шестерку» и его левел повышался невероятно. Моряк, который мог себе привезти магнитолу «Шарп» выглядел статусным мужем, за такими велась настоящая охота еще со студенческой скамьи. Грузин в черной «Волге» воспринимался как недостижимый идеал. Еврей-директор «приличного гастронома» где иногда вываливали даже сосиски, выглядел полубогом. Казалось, что это все будет вечно. Что же остальных, то реалии очень удачно описал Александр Новиков в одной из своих песен:
А мы воруем в час по чайной ложке
В безмерно нищей нашей полосе,
И на трамваях ездим на подножке,
И крутимся как белка в колесе.
Вокруг народ безденежный до свинства.
Калекам здесь почти не подают.
Зато национальные меньшинства
На улицах тюльпаны продают.
Махнешь налево - голые карманы.
Махнешь направо - тощий партмонет.
Менты уже обшарили всех пьяных,
А не у пьяных денег просто нет.
Куда ни глянешь, всюду гол, как Вася.
Придешь домой измучен и разбит.
И если утром трешка завелася,
Под вечер, смотришь, шар его залит.
Не нужно думать что поиском похищенных бриллиантов не занимались. Занимались, и очень серьезно. Занимались менты, занималось КГБ, а это означало фактически со 100% вероятностью, что дело будет расследовано, причем расследовано реально. Туфту партии влепить не удастся. Это, кстати, было очень важным методом который неоднократно показывал свою эффективность. Например, после армянских взрывов в московском метро в 1977 году, менты по старой традиции решили «расследовать» дело «в кратчайший срок», взяли какого-то дурика попавшегося на глушении рыбы и он, после пребывания в «пресс-центре на Огарева 6», не только очень быстро дал «чистуху» что организовал взрывы, но и нарисовал чертежи взрывных устройств и поведал о самых мелких деталях теракта. Затем, этого дурика перехватило КГБ, где в течении 15-минутной беседы сразу поняли что его дело – обычная «ментовская муля», после чего дурика выпустили на все четыре стороны (повезло, кстати!), а руководство МВД получило разгон со Старой площади. Кстати, добавлю, что об ограблении укротительницы гигантских кошек сообщали западные радиостанции. Как обычно – в омерзительно-ерническом тоне.
В общем, на похищенные брюлики вышли быстро. Не на все конечно. Всплыли они у «стажера Большого театра» цыгана Бориса Буряцэ, кличка «Боря бриллиантовый». Боря считался первым московским красавцем, самым завидным женихом, альфасамцом, сорил валютой, одевался в самые дорогие меха и ездил «на работу» в собственном кадиллаке. Боря жил в квартире обставленной дорогой мебелью и антиквариатом. Борю никто не трогал, ведь он был любовником самой Галочки! Галины. Галины Леонидовны. Брежневой. Дочери Его Самого. Пятижды героя. Маршала. Кавалера орденов.
А что же Галочкин муж? Куда он смотрел? Тоже ведь не простой крендель был. Генерал милиции. Заместитель министра внутренних дел Юра Чурбанов. Казалось бы, человек реально очень влиятельный, но… сделать ничего не мог. Ибо отлично знал, что только благодаря браку с «галочкой» он поднялся из обычного ментовского говна в генералы и замы министра. Понимал ли он, что его веселая жизнь будет продолжаться ровно столько, сколько будет жить уже полумертвый Леонид Ильич? Галочка, кстати, понимала. Как, в свое время Васька Джугашвили. Поэтому по мере ухудшения здоровья статусных пап, и Галочка и Васька всё чаще прикладывались к бутылке. Пройдет совсем немного времени, меньше года и всё, всё обратится в прах. Галочка (как и Васька) закончит свои дни в психбольнице для алкашей, а скороспелый генерал Чурбанов попадет на кичу, где отмотает 9 лет от звонка до звонка. Боря Буряце тоже попадет, но отсидит жирно – в отдельной камере с цветным телеком, ресторанной жрачкой, и итальянскими костюмами вместо зоновской робы. А вот выйдя с зоны и погуляв пару дней по Москве будет обнаружен в каком-то мусорнике с множеством ножевых ранений. Говорят, что это друзья Юры отомстили, хотя верится в это мало. Как говорил мне один мент – «там нет друзей». А вообще Юра был не совсем умным человеком – иначе бы не влез в этом змеиный клубок. Галочка рассказывала про него что: «по вечерам он смотрел футбол, а если не было футбола – читал «Правду». В общем, его интеллект полностью соответствовал фамилии…» Но это будет позже.
Пока же гигантская следственная машина страны позиционировшей себя как сверхдержава, уперлась в карлика-цыгана «борю-бриллиантового» и алкоголичку- галочку. Это при Иосифе Виссарионовиче просто так, прямо в Кремле или там, в ресторане, могли «дернуть» генерала, наркома, работника ЦК и отправить в обработку ежовско-бериевско-абакумовским уродам. После 1953 года Партия поставила жирный крест на этой порочной практике. Теперь, все действия в отношении «верховной касты» (и их родственников) должны были согласовываться с самой кастой. Вот и отправился зам. главы КГБ Семен Кузьмич Цвигун к Верховному Жрецу Михаилу Суслову (Лиахиму Волсусу).
Исторический разговор между ними состоялся 18 января 1982 года. О чем говорили – неведомо. Но достоверно известно, что генерал Цвигун вернувшись домой выстрелил себе в голову из пистолета, а жрец-Волсус упал без сознания чтобы уже никогда не прийти в себя. А я вот думаю – это ж какой накал должен был быть! Цвигун – эта чушка которая пила водку литрами, жрала как три свиньи, ругалась матом и имела канаты вместо нервов вдруг пускает себе пулю в башку! С чего бы? Или Суслов, которого никто и никогда не видел улыбающимся, у которого никогда не было друзей, оформлявшего в 30-е годы доносы по которым обкомы расстреливались в полном составе. Который был утвержден на пост Жреца лично Сталиным по рекомендации другого жреца – Мехлиса. Который, даже в членовозе с сопровождением ездил со скоростью не более 50 км\ час. И про которого в досье КГБ было написано: «регулярно избивает жену и сына… Доводит обоих до алкоголизма… На работе изводит подчиненных марксизмом-ленинизмом». Который из 80-ти прожитых лет 60 страдал тяжелой формой диабета, заработанного, видимо, на нервной почве. Его сына, кстати, звали «Револий». Жреческое имя, в честь революции.
25 января Верховный Жрец Волсус умер. А 29-го состоялись его необычайные пышные похороны. Считается, что по размаху они шли на втором месте после похорон самого Сталина. И действительно, почти три часа по всем (двум) телепрограммам транслировали эту «некрофилию» под музыку Шопена. «Страна в глубоком трауре»… «Нескончаемым потоком народ идет в Колонный зал чтобы проститься с…» «Партия понесла тяжелую, невосполнимую утрату…» «У гроба, в почетном карауле стоят товарищи…» В виду исключительного статуса Волсуса, его не засунули в Кремлевскую стену, а похоронили рядом со Сталиным. Начинался короткий период т.н. «гонок на лафетах», который закончится в марте 1985 года похоронами Черненко.
Скажу, что у меня фотка Суслова тогда вызывала определенный ужас, кстати, как и Андропова, Устинова и Щелокова. Мне почему-то казалось, что эта тварь может легко впиться в человека зубами и начать высасывать его кровь. Брежнев или Щербицкий ничего подобного не вызывали. Брежнев воспринимался как занудный, но добрый дедушка который очень любит блестящие вещицы.
А вот про Цвигуна двинули только небольшую заметку в «Правде»: «После тяжелой продолжительной болезни скоропостижно скончался…» И никаких статусных похорон, никакого «брежнева» и никакой «кремлевской стены».