Один из последних материалов, на один из легендарных псковских коллективов.
НЕКТАРИУС (Псков) «Искусство видеть» 1995
Если и начинать обзор этого славного, и теперь уже без придирок, легендарного ансамбля, то начать стоит с самого алхимика и разработчика, доведённого до ума, божественного напитка. Хотя идея первоначально образовать «Нектариус» ему как раз не принадлежала. Дмитрий Прокофьев – кандидат филологических наук. Занимается историей русской литературы Серебряного века, а также Первой волны российской эмиграции и историей отечественного самиздата второй половины ХХ века. Один из организаторов и участник псковских самодеятельных рок-групп: «Нектариус» (1995-2000 с тяготенивм в punk-rock), «Гранфаллон» (1997-2002 c уклоном в R&В, «Нексус» (2007-2010 с самостоятельной трактовкой ESIS-music), автор музыки и текстов большинства из исполняемых их песен.
Это редкий случай интеллектуала в русском роке. Обычно, это такие пофигисты-долбодятлы. Дмитрий на этом фоне - интеллектуал, чем и ценен. Делался когда-то сборник бардовских песен. Показали песни Дмитрия Прокофьева им – не взяли они его в свою компанию. Значит, это точно рок! Мало осталось людей, которые занимаются творчеством, не принимая во внимание отношение к этому общества, которые занимаются искусством для себя, не ради денег. Он уникален. И мог бы многого достичь, если бы его продвигали спонсоры, продюсеры. Но ему этого и не надо! Дмитрия Прокофьева – можно считать одним из лучших поэтов Пскова, его стихотворения легко читаются, песни легко слушаются, нет свойственной нашим авторам «вычурности». Исполнение подкупает своей простотой, по-своему изысканной, не скатывающейся в русский шансон с одной стороны, и в русский рок с другой. В мелодиях песен чувствуется влияние «классики рока» – Джона Фогерти, Боба Дилана, «Beatles», «Queen». Нет никакого ощущения, что этому человеку – за 50, кажется, что в душе ему всё ещё 20!»
Выступлением в арт-кафе «Винил», в августе 2013-го, Дмитрий грандиозно отметил своё 50-ти летие. Поддержать юбиляра пришли «гранфаллоновцы»: Денис Ковальчук (бас-гитара; участник многочисленных рок-коллективов конца 90-х), Елена Южакова (клавиши; участница группы «Отцы и дети»), Сергей Чернов (гитара), а также приглашенные Илья Порхунов (флейта) и Валерий Аудзе (ударные; экс-«Нектариус»).
Группа «Нектариус» образовалась в Пскове в начале 1995 года, когда гитарист и певец Антон Варушеньев, разочаровавшись, похоже, в классическом ритм-энд - блюзе и в партнёрах по исполнении оного, решил отмотать нить своей жизни на семь-восемь лет назад и воссоединиться со своим бывшим коллегой, перкуссионистом и поэтом Романом Прокофьевым. История умалчивает точную дату, на какой начальной стадии неизбежно к ним присоединился старший брат Романа, учитель литературы (гуру, как его называли в титрах первого альбома), Дмитрий Прокофьев. Главная установка изначально составляла: исполнять только свои песни. Особенно никакого музыкального направления "Нектариус" не придерживался, хотя иногда в дальнейшем тяготел к панк-року. Новый коллектив сразу же начал не с концертов, а с записи, разумеется, дома, а не в студии, причём к этому неблагодарному делу прикоснулись известные в Пскове музыканты, такие как Игорь Остафийчук и Александр Мамедов, которые безвозмездно помогли и аппаратным оснащением и действительно ценными музыкальными советами. Первоначальный состав группы:
Антон Варушеньев, гитара
Роман Прокофьев, вокал, губная гармоника
Дмитрий Прокофьев, гитара
Андрей Пашков, перкуссия
Весной 1995 года был записан (в домашних условиях) первый альбом – «Искусство видеть», после чего А. Пашков покинул группу.
Летом того же года на псковском стадионе «Машиностроитель» состоялось первое публичное выступление «Нектариуса» в полуэлектрическом варианте (сохранилось видео из отрывков этого выступления). На фоне весьма шумного рок-музицирования в городе, «Нектариус» не мог сразу же не выделиться спокойным и мягким акустическим звучанием «софт-ист-блюз» (т.е. «мягкий восточный блюз»), так был определён стиль коллектива на афишах их второго концерта, когда группа, тогда ещё квартет, рискнув, арендовала зал кинотеатра «Смена» и, собрав по крупицам аппаратуру, не просто хорошо выступила, но даже и заработала какую-то сумму, потраченную, разумеется на «оттяг» (т.е. на отдых после концерта). Ещё одна характерная особенность «Нектариуса» заключалась в том, что трио Варушеньев и братья Прокофьевы являлись, во-первых, солистами, а во-вторых, играли не только на привычных нам гитарах, но и на самых разных инструментах: губных гармошках, клавишных, блок-флейтах, всевозможных ударных инструментах и даже на такой экзотической штуковине как укулеле, причём в этом мульти-инструментализме лидировал, несомненно, Варушеньев. По его собственным словам он играет «на всём, что в руки попадает». Братья Прокофьевы в этом плане были несколько скромнее: Роман, как правило, играл на губной гармошке, блок-флейте и тамбурине, а Дмитрий – на басе и акустической гитаре. Зато песни писали и пели все втроём, нередко меняясь инструментами по ходу концерта, чем подвергали ужасным испытаниям звукооператоров. Уже тогда стараниями энтузиаста Варушеньева их третья номерная запись «Никто не знает» появляется на свет. И под этим же названием с примесью компиляции ранних записей, самиздатом Антон делает расширенную версию этого альбома на кассете, его оформление и тиражирование. Запись разлетается по киоскам и торговым музыкальным точкам города. Тогда это можно было назвать «дистрибуция», а сейчас получить преследование, как незаконная предпринимательская деятельность. Всё это было в прошлом и в соответствии своей эпохе. О доходах, конечно, умалчивается, да и можно было разве с этого что-то серьёзно наварить, но след эта кассета безусловно оставила и имеется у ряда коллекционеров в России. Благодаря этому запись не умерла и отыскалась даже в наши дни вместе с оригинальной обложкой.
В 1997 году в группу пришел барабанщик Валерий Аудзе, и «Нектариус» стал играть на электроинструментах. В частности, одна из композиций группы «Беги со мной» ( музыка А. Варушеньева, слова Р. Прокофьева) была записана С. Черновым и А. Константиновым во время концерта, посвященного памяти Джимма Морисона, в псковском рок-клубе «Молодёжный» в июле 1997-го. «Нектариус» тогда выступал в составе:
Роман Прокофьев - вокал
Антон Варушеньев - гитара
Дмитрий Прокофьев - бас-гитара
Валерий Аудзе - ударные
Алексей Кабриц - клавишные
Конец 90-х. Группа проживает свою наивысшую активность и работоспособность. Выступают много на различных культовых площадках Пскова: «Молодёжный», «Красная Площадь», в зале кинотеатра «Пионер», на первом байк-шоу в Пскове, состоявшемся летом 1997 года на стадионе «Электрон».
За три года «Нектариус» выпустил шесть альбомов:
1995 – «Искусство видеть»,
1996 - «Королева дождя»,
1997 – «Никто не знает»,
1997 – «Великая гармония принятия пищи (Тай хэ хуа чи)»,
1997-«Блюз – Портвейн "777"»,
1998 – «Великая жажда или конец игры».
Свои песенные тексты Роман Прокофьев (или У Хоу Шэн Ши (Почтенный Совершенно Мудрый – кит.) – так указано на обложке альбома «Нектариуса», «Великая гармония принятия пищи (Тай хэ хуа чи)») строит, основываясь, по его словам, на «восточном» дадаизме, то есть используя дадаисткий симультанный стих. Слово «Дада» один из создателей и теоретиков дадаизма Рихард Хюльзенбек в «Дадаистском манифесте 1918 года» определяет как некую новую реальность, которая «символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности. Жизнь представляется как одновременная путаница шорохов, красок и ритмов духовной жизни, которая без колебаний берется на вооружение дадаистским искусством со всем сенсационным гвалтом и лихорадкой ее лихого повседневного языка, во всей ее жестокой реальности». Симультанный стих «учит смыслу сумбурной переклички всего на свете». Перекличка всего на свете» в тестах Романа Прокофьева заключается, прежде всего, в особого рода комплектации, сработанной по принципу коллажа, то есть смешения собственного словесного материала с фрагментами текстов других авторов – преимущественно китайских и японских (взятых, естественно, в русском переводе). Таким образом, используемые цитаты начинают существовать как бы в трех измерениях: автор (творец-оригинал) – соавтор первого уровня (творец-переводчик) – соавтор второго уровня (творец-компилятор). Подобное явление мы нередко наблюдаем и в достаточно большом массиве текстов разных отечественных рок-авторов, творчество которых становится объектом филологических изысканий (Б. Г., Е. Летов, «Агата Кристи» – список можно значительно расширить).
К 1997 году, Дмитрию Прокофьеву становится тесновато в рамках «Нектариуса», и он запускает параллельный, отдельный проект в виде группы «Гранфаллон». «Гранфаллон» означает: «все – и все же время – ничто». Герой американской антиутопии Курта Воннегута «Колыбель для кошки» – проповедник по имени Боконон объясняет эту составляющую своей религии (боконизма) в следующем «калипсо»:
Что такое гранфаллон? Хочешь ты узнать,
Надо с шарика тогда пленку ободрать!
Проект явился реализацией идеи о соединении рок-музыкантов - бывших учеников псковской средней школы № 47 г. Продукт дал на выхлопе три альбома и несколько менял изначальные принципы «Нектариуса», единично музыка и текст местами уже были заимствованы. На то он и побочный проект, чтобы отойти от начальных приоритетов. В магнитной записи первого "полуакустического" альбома «Попробуй» (1997) (работа со звуком С. Чернов; студия A.G. Records) приняли участие:
Роман Прокофьев - перкуссия, губная гармошка, «том» по табурету, соло на стопках, вокал
Денис Ковальчук - бас, акустическая гитара, перкуссия
Сергей Чернов - акустическая гитара, электрическая гитара
Дмитрий Прокофьев - вокал, акустическая гитара
Продюсер А. Гаврилов. Автор музыки - Д. Прокофьев, за исключением «Предчувствие рассвета» (С. Прокофьев). Слова: английские народные, Д. Прокофьев, Р. Прокофьев, Р. Борхет, Д. Хармс. Презентация альбома состоялась в июне 1997 г. в псковском ДК «Энергия». В 2000 г. С. Черновым альбом был переведен в «цифровой вариант».
Круг музыкантов, принимавших участие в записи второго альбома «Мельник» (2003) (работа со звуком: С. Чернов, А. Константинов; студия А. Константинова), был значительно расширен:
Елена Козлова – клавишные, вокал
Сергей Чернов – лидер-гитара
Денис Ковальчук – бас-гитара
Роман Прокофьев – ударные, вокал
Алексей Деменев – лидер-гитара
Борис Никитин – ударные, перкуссия
Владимир Дворядкин – труба
Андрей Константинов – электрическая гитара, лидер-гитара
Дмитрий Прокофьев – электрическая и акустические гитары, гармоника, вокал
В альбоме использована музыка: Д. Прокофьева, А. Варушеньева, С. Прокофьева, Дж. Фогерти. Авторы текстов: Д. Прокофьев, Р. Прокофьев, О. Туманян, Р. Бернс. Эта запись торжественно презентовалась в баре «Сундук» в декабре 2003 г. В 2004 году, под брэндом «Гранфаллон» был записан ещё один альбом «Времена Суток».
На фоне «Гранфаллона», «Нектариус» плавно начал себя исчерпывать. Последнее выступление группы прошло в «Красной площади» на рубеже уже XXI-го столетия. Музыканты даже сами затруднились точно припомнить дату, предположительно назвав 2000 год. Тем более, что согласовать это уточнение уже не со всеми предоставлялось возможным. Одного из участников и инициатора родословной «Нектариуса», генератора группы - уже нет сейчас с нами. 5 декабря 2011 года Антон Варушеньев умер….
При подготовке текста частично использована статья «Сколько стоит напиток богов?» А. Константинова в газете «Стерх» за 1997 год, материалы Дениса Ковальчука из различных интернет ресурсов. Текст так же согласован с Дмитрием Прокофьевым. Продукция из аудио, фото и видеоархива предоставлена и используется к публикации на устном согласовании.
Сообщение отредактировал sammov: 12.04.2017 - 13:00