x-11 (07.12.2015 - 10:39) писал:
Кольский полуостров - горы и тайга
#42
Отправлено 07.12.2015 - 17:58
Оказалось всё логично:
Цитата
Здесь есть красивая статья об этом.
Сообщение отредактировал x-11: 07.12.2015 - 18:00
#43
Отправлено 15.12.2015 - 22:16
Хотя солнце уже встало, оно опять освещало верхушки гор, но это было теперь уже утреннее солнце, на улице стоял мороз. Температура опустилась в минус. А ведь мягким вечером вчера ничего такого не предвещало. Горы, ну да, вон, здесь же снег лежит лишь немного выше палатки. Тундра.. Залез опять в палатку, одел все вещи какие смог надеть, укутался в спальник, накрылся ещё сверху велочехлом. Сейчас солнце поднимется выше, согреет ддддд.. Постепенно становилось теплее, уснул.
Наступило утро. Долина заполнилась солнечным светом, яркая, ярко-зелёная вокруг, хрустальное озеро синело перед горами. На высоте, наверное, больше ультрафиолетового света. Криволесье. Палатка и велосипед - совершенно сухие, никакого даже намёка на лёд, как будто это был сон.
Да, здесь конечно есть где полазить вокруг, посмотреть, можно оставаться на долго, но нет, никаких днёвок, ещё одну такую холодную ночь здесь проводить совершенно не хотелось. Этот вариант мне совсем не нравился. Надо уезжать. Только вот куда? Если ехать своим ходом, то можно уже заканчивать маршрут. На поезде.. Ну конечно надо ехать на поезде, в велопутешествиях обязательно надо ездить ещё и на поезде! Только здесь его нет.. Поезда в Апатитах. Позвонил домой чтобы узнать, что там ездит по станции Апатиты. Электричка там ходила одна или две, и то не каждый день, но оказалось что в 15:30 идёт электричка в Кандалакшу в воскресенье. Было как раз воскресенье. То есть сегодня. Почти сейчас. 11 часов.. ещё можно успеть? Всё складывалось так, будто само указывало путь дальше. Кандалакша.. нагнать упущенный маршрут? А от неё до Умбы ведь ещё 120 километров, но дождя же теперь нет. Не упускать же поезд из под носа. Надо доедать завтрак и выезжать. Даже кепка, постиранная вчера, высохла на котелке.
Сообщение отредактировал x-11: 15.12.2015 - 22:18
#44
Отправлено 15.12.2015 - 22:29
Путь через город шёл совсем по каким-то совершенно другим дорогам, совсем не так, как раньше, вместо переезда почему то оказался мост над железной дорогой, а потом, после подъёма, возникла красивая башня с часами. Это самая высокая точка. Без пяти час. Оставалось два с половиной часа.
Здесь около четырёхсот метров спуска. Вон там внизу где-то петляет моя дорога, она ведёт дальше. А в самой дали синеет какая-то другая возвышенность.
#45
Отправлено 15.12.2015 - 22:34
Я не помню как прошёл этот час. Он пролетел так быстро. Горы оставались позади, только ветер свистел, приходилось притормаживать, чтобы держать скорость в пределах пятидесяти километров в час. Дальше шоссе, скоростное шоссе, быстро пролетело. Апатиты был самым крупным городом, что я видел на своём пути, широкие улицы, большие дома, магазины, и вокзал. Без пяти два, прошёл ровно час. А будет ли электричка?
- Не знаю.
В кассе не знали. Как так? Потом всё таки нашёл небольшую бумажку с расписанием, приклеенную скотчем на стене, оно совпадало с тем, что мне сказали. Я до сих пор, почему-то не доверяю информации из интернета, она мне кажется нереальной, и каждый раз не перестаю немного удивляться, когда она воплощается, как здесь, в виде маленькой, но настоящей, бумажки с расписанием.Ещё есть время. Съездил в магазин, купил носки, поскольку ноги были мокрые. И газ для горелки. Какой-то местный пьяница указывал мне на магазин где “точно он есть”, в смысле газ, но это оказался винный магазин, у них лучше вообще ничего не спрашивать, для него там наверное “всё” есть.
Вокзал в Апатитах довольно уютный и приятный, я несколько раз проезжал мимо, но никогда его не видел, потому что поезда проезжали его ночью. В буфете продавали пирожки, и поскольку обеда сегодня не предвиделось, я купил несколько штук. Отличные пирожки!
Ещё даже время не пришло, как синий электровоз подвёз состав. Электричка была старенькая но большая и, главное, тёплая, с большим тамбуром. Пассажиров собралось немного, большей частью это была молодёжь, которая потом вышла на станции Полярные зори, так что я свободно расположился с велосипедом и рюкзаком в вагоне, снял ботинки, чтобы они подсохли в течении пути, и принялся за пирожки. Африканда, Полярные Зори - ну и названия, поезд часто поворачивал и останавливался на разных станциях. Пирожки были с мясом, и ещё с картошкой. За два часа, пока я отдыхал, ботинки высохли. Когда приехали, в вагоне кроме меня оставалось всего пара человек, а пока я вылезал и они уже исчезли. Новый вокзал. Это вокзал в Канадалакше, он казался большим, много путей, рядом стояли ещё составы, после нескольких дней проведённых в глуши это было впечатляющем. И это давало чувство уверенности, чувство, что отсюда можно уехать домой, если вдруг что случится, впервые за все эти дни.
Вот я и здесь. И что теперь? Приближался вечер. Велосипед стоял прислонённым с железнодорожному светофору. Опустевший поезд отгоняли прочь. Я закинул рюкзак на велосипед и побрёл постепенно вдоль здания вокзала.
#48
Отправлено 16.12.2015 - 09:29
Так сказать, взгляд с другой стороны -
Сообщение отредактировал ак1961: 16.12.2015 - 09:52
#49
#50
Отправлено 16.12.2015 - 19:09
ак1961 (16.12.2015 - 09:29) писал:
Вот я, когда фотографировал, тоже думал, что она, и даже думал написать про следующий горный массив. Но - нет, направление здесь на юго-запад, выходит что это возвышенности у Кандалакши. А Монче-тундра из Кировска не видна.
Any (16.12.2015 - 09:42) писал:
#51
Отправлено 16.12.2015 - 19:33
Ооо брат.. это водники. Пока я смотрел, они покидали свои рюкзаки из машины и понесли в вокзал, пустой фургон стоял передо мной с открытыми дверями, места там было просто куча. Добро пожаловать.. Мне почему-то казалось, что он приехал оттуда куда я собирался. И как бы это спросить.. Вы не из Варзуги?
- Из Варзуги. Вернее из Умбы. Ты поедешь?
Ээээ.. Ну конечно, я поеду! Сейчас сниму переднее колесо, велик влезет куда угодно. Всё так быстро меняется.. Закинул велосипед, колесо и рюкзак сверху. И вот мы уже отправляемся от вокзала опять в даль. Машина въехала на перевал, и погнала дальше по дороге вдоль склона горы.- Это водники.
Те, кого он привёз сплавлялись по реке Умба. Сам водитель живёт в Умбе, и я впервые услышал эту поморскую речь, где чуть ли не каждое предложение заканчивается словом “ага”. Я так понял, здесь много кто так подрабатывает, перевозя туристов. Он ещё организует сплавы, оказывается всё просто - заплати и ничего не надо, только спальник и одежда, всё остальное оборудование дадут, посадят в байдарку/катамаран или что там ещё и плыви. Умба, кстати, река спокойная, может пройти кто угодно. Сплав.. да, я часто мечтал об этом, но только не в таком виде.- А как ты узнал что я с Варзуги?
Эээ.. Не знаю. Мне вообще казалось, что больше неоткуда.. За окном мелькал чистый сосновый лес, это была совсем другая природа, не такая как она была севернее, в начале поездки, теперь это тайга. Постепенно мне рассказывали о этих местах.- Поедешь на Варзугу, там на 108 км будет часовня Безымянного Инока справа, а слева - родник.
Ведь интересно, когда древнюю историю поведают тебе устно, причём местные жители. Суть в том, что рыбаку, который жил и рыбачил на терском берегу, а это было там, где сейчас деревня Кашкаранцы, во сне явился монах, и просил похоронить его, при этом сказал что тело его на берегу лежит. На следующий день рыбаки пошли, и в том месте, где он указывал, обнаружили тело в монашеском облачении. На этом месте его похоронили. Потом оправили запрос во все ближайшие монастыри и в Соловецкий, и в другие - не пропадал ли кто из монашествующих, но из всех пришёл ответ, что все на месте. Так и остался он похоронен Безымянным Иноком Терским. Потом на этом месте поставили часовню, а выше, рядом с ней открылся родник. Он так и называется родник Безымянного Инока. Та часовня не дожила до наших дней, недавно построена новая.Большой крест в Варзуге поставлен на горе, где они оборонялись от нападения, поскольку в других местах было неудобно.
- На 112-м поворот на мыс Корабль.
Да да, я помню, там будет ещё 150 километров. Сто пятьдесят..- Ещё обязательно сходи на священный родник, обязательно. А в Кузомень не езди, там песок, проехать невозможно.
Всякого рассказывал. Я довольно смутно представлял себе эти края, становилось одно понятно, что надо будет как-то попасть на другую сторону реки. Там есть переправа на лодке. И ещё, похоже, по мере продвижения на восток, медведей становилось всё больше, он не раз видел как они переходили дорогу, там, дальше.Тем временем мы доехали до Умбы, я вылез на повороте.
- Завтра, кстати, автобус едет в Варзугу, в 10:30 от площади.
Вот он.. да, я знал про этот автобус, он ходит всего 3 раза в неделю. Неизвестно, правда, возьмёт ли он ещё одного человека с велосипедом, но, раз так совпало, не попробовать было бы непростительно.Большой мост пересекал реку Умбу. Я немного запутался, пытаясь найти дорогу к берегу моря, для остановки, и выехал к этому мосту. Был уже вечер, всё уже, пора останавливаться. Море.. ладно, пусть оно останется на потом, в самом конце.. А сейчас, я остановлюсь у реки. Рядом с мостом, как всегда, нашёлся спуск, тропика вела к реке, там обнаружилось место с кострищем, небольшое, но пригодное для стоянки.
Это привычный родной большой хвойный лес, с высокими деревьями, теперь во множестве летали комары. Дров вокруг было достаточно, рядом лежало сломанное дерево, прямо как на картине “Три медведя”. Времени много, я напилил веток и сделал костёр, сварил кашу и чай. Спокойный солнечный вечер, низкое солнце освещало берег тихой реки.
Да, это была снова та река, которую я проезжал намного севернее.. вчера. Вчера? Как это.. сколько дней прошло? Ну там, где тогда ещё стоял плакат про медведей. Несколько раз посчитал, но как ни считал, выходило что это было всего день назад. Не укладывалось в голове, надо посидеть и переварить все события. Здесь всё уже по другому, хоть это всё равно заполярье, тундра и горы остались в прошлом, здесь началась совершенно другая часть поездки.
Стемнело, и я лёг спать, опять закутавшись, на всякий случай, в велочехол. Сверху, по шоссе, изредка проезжали машины, а с реки по лесу ещё раздавался шум запоздалой моторной лодки, возвращавшейся домой.
Сообщение отредактировал x-11: 16.12.2015 - 20:13
#52
Отправлено 16.12.2015 - 20:01
#53
Отправлено 16.12.2015 - 20:11
#56
Отправлено 05.03.2016 - 09:29
Почему-то раньше я думал, что посёлок Умба - это такая маленькая рыбацкая деревня на пологом берегу моря, с деревянными домами и дворами. Собственно, старая часть Умбы как то так и выглядит, но это только маленькая его часть, а весь посёлок сейчас очень большой.
Дорога шла вдоль морского залива, всё дальше и дальше, небольшие домики вокруг становились всё больше, на право ушёл мост через реку на другую сторону. Посёлок вытянулся далеко вдоль берега, и даже не знаю, сколько он там ещё продолжается до моря и вдоль моря, потому что, когда здания стали совсем уже солидные, я свернул в сторону. Рядом оказалась Администрация, и потом, как раз, площадь.
Автостанция действительно находилась здесь, на ней стоял уже какой-то автобус, люди неторопливо собирались к остановке. Я тоже примостился, посмотрим. Но, как оказалось, почти все ехали в Кандалакшу, остановка сразу опустела, когда их автобус ушёл. На нашем направлении осталось всего несколько человек, это хорошо.
Постепенно подошло время 10:30, и появился автобус. Небольшой, но места оказалось достаточно, собственно он ехал почти пустым, так что я спокойно расположился на задних сиденьях, поставив рядом велосипед и укрепив рюкзак.
Вот так мы с великом заняли последние сиденья:
Выехали из Умбы. Дальше.. Ещё дальше, на самый край, ещё 140 километров вдоль морского побережья, по Кольскому полуострову. Там, где он остановится, больше уже не будет никаких дорог. Сначала мы ехали по асфальту, довольно быстро. Автобус покачивался, я смотрел на километровые столбы, изучая дорогу, по которой придётся возвращаться уже самостоятельно. Заасфальтирована половина пути. Это уже хорошо. Потом автобус резко затормозил и затрясся, началась грунтовка. Опять начались разговоры о медведях, что они часто пересекают здесь дорогу. Да, когда буду возвращаться здесь, то это надо будет сделать за один проход, без ночёвок. А если опять дождь? Нет, о дожде лучше вообще не думать.
Грунтовка глинисто-песчаная, неровная, начало так трясти, что я сидел сзади и подскакивал на сиденье, когда автобус проходил очередную яму, и тогда хватался за велосипед, чтобы удержать его от падения. Так проходили ещё 70 километров, уже медленнее. Затем тени передвинулись, солнце теперь светило в спину, а значит мы повернули к конечному пункту. Ещё минут через двадцать автобус подъехал по пыльной песчаной дороге к конечной остановке.
Тишина, на остановке играли дети, здесь уже совсем песок, песчаная улица прошла немного вперёд, мимо небольших домиков, и, неожиданно быстро, село закончилось, за ним начинался широкий овраг. Я поставил велосипед у забора и спустился в него. Впереди спокойно текла река, большая река. Да.. вот она. Чудеса. Было очень тепло, солнце заливало всё светом, север..
На этой же улице был магазин, перед его входом сидели две старые собаки хаски, внутри висело объявление о медведях.
Прекрасно..
#57
Отправлено 05.03.2016 - 09:53
- Нет нет, ты туда не ходи, там медведи!
Женщина собирала ягоды здесь, и не пускала меня дальше.- И там тоже, вон там!
Сумасшедший дом, куда же тут деваться, если никуда нельзя пойти. О медведях лучше с мужиками говорить, у них проще - ну есть медведи, ну и что?Вот она, Варзуга:
Достал купленные сок и печенье, уселся здесь сверху. Видно далеко. Впереди река. Хорошо виден как этот берег, так и противоположный. Село расположилось на пяточке внизу, оно очень компактное, и как бы стиснутое со всех сторон глухой тайгой. На этом берегу пречистенская сторона, она ещё называется Успенской, по названию храма. (Значит это здесь куча медведей) Здания сосредоточились вокруг храмового комплекса. Дальше тот овраг, за ним река убегала в даль, в зелёный лес, вот оно, "зелёное море тайги". Там уже настоящая даль, край цивилизации, где больше уже никаких ни поселений ни дорог.
Песчаные холмы - барханы виднелись на противоположной стороне, там Никольская сторона. Древняя часть села. Похоже, что та сторона больше, больше домов, лодки стоят на берегу.
Храмовый комплекс:
Сообщение отредактировал x-11: 05.03.2016 - 10:12
#58
Отправлено 05.03.2016 - 10:08
Много времени прошло, пока сидел и переваривал всё это увиденное. Нужно было где-то спланировать остановку, только не в самом селе. А вокруг него была сплошная глухая тайга, не предполагающая места для стоянки. Всё не так просто. Как говорят, за один день здесь ничего не понять. Мне посоветовали ночевать в этом овраге, как-то он хитро у них называется, но - не хотелось, слишком близко и на виду.. Вот только эти песчаные холмы, они так приветливо расположились на той стороне, хорошо бы расположиться там. Святой источник тоже был на той стороне. Интересно, можно ли туда перебраться с велосипедом?
Берег самой реки на этой стороне довольно высокий и обрывистый. В низ, к воде, вела лестница. Мне говорили, что здесь можно было переправиться на другой берег на лодке.
- Вы подождите, Алексей перевезёт.
Лодки пока не было видно, наверное она на другом берегу. Здесь собралось довольно много туристов. Есть те, что приехали на мотоциклах. Некоторые фотографировали противоположный берег, расставив перед обрывом большие штативы. Однако на другую сторону никто не собирался. Я спустился с вещами по лестнице и стал ждать. Интересное село, туристы здесь явно гости. Нет, отношение к приезжим очень доброжелательное, но.. туристы приезжают и уезжают, как пыль переносимая ветром, а село остаётся жить своей серьёзной жизнью. Это мне очень понравилось.Прошло ещё несколько минут, когда от противоположного берега отделилась лодка, кто-то уже начал переправляться на эту сторону.
Интересно, можно ли с велосипедом ?
- А я за багаж денег не беру.
Алексей ничуть не возражал, чтобы переправить меня вместе с велосипедом и рюкзаком. Я положил их на нос лодки, потом сюда село ещё два человека, при этом места в ней ещё оставалось много. Переправа. Длинная деревянная лодка шла по воде довольно быстро, я и так особо лодок не видел, а таких тем более. Хотя говорят, что здесь есть лодки гораздо быстрее.#59
Отправлено 05.03.2016 - 10:20
Поскольку на этой стороне никаких дорог не существовало, дома стояли близко друг к другу, межу ними шли натоптанные дорожки, образуя целый лабиринт. Назад.
- А вот в том доме можно поселиться.
Девушка подсказала дорогу. Пока мы шли, она указала на дом. Нет нет, я избегал домов, остановлюсь, по возможности, за селом.Правильная тропинка уходила из села вдоль реки. Она поднялась на верх и дальше по холмам уже шла в окружении зарослей можжевельника. Там дальше, ещё впереди, возвышался крест, а значит там, за ним, где-то начинается путь в лес, на источник. На холме у реки, рядом с которым проходила тропа, обнаружилась маленькая полянка, пригодная для остановки, даже кострище есть.
Сообщение отредактировал x-11: 05.03.2016 - 10:21
#60
Отправлено 05.03.2016 - 10:35
Время, впервые за всю поездку появилось свободное время, наконец-то можно никуда не спешить. Сварил еду, вымылся в реке, даже постирал одежду и развесил сушиться на верёвке. Потом поехал кататься на велике по посёлку, чем, пожалуй, удивил местных жителей. Здесь через посёлок шла одна длинная тропа, это улица, она проходила вдоль реки. От неё шли тропинки в стороны. В центре, как раз там где переправа, находились два магазина. Заканчивалась эта дорога у деревенского кладбища, на другой стороне села. Попытался оттуда подняться на песчаные холмы, но не удалось, сыро, трава и болото не дали пройти. По этой же дороге вернулся назад, день уже заканчивался. Это было несколько необычно, возможно потому что я сместился на 300 км на восток, солнце садилось раньше.
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей