расшифровка речевого самописца при разгерметизации - как это происходит
Ту-154 24.08.2004
Все штатно. Экипаж делает свою обычную работу.
22:50:54 (Неразборчиво) Идём до расчетного.
22:51:00 20 километров на 50.
22:51:04 На 40, на 40 надо.
22:51:06 50, 50 километров.
22:51:09 Набираем (нрзб).
22:51:10 Да, нам ветерок встречный.
22:51:13 Да.
22:51:34 Вот так вот надо.
22:51:37 150.
22:52:22 ВОР можно включить?
22:52:43 ВОР.
22:52:44 Да не надо пока.
22:52:45 А?
22:52:46 Можно?
22:52:47 Можно, можно.
22:52:48 Да.
22:52:49 Включаю.
22:53:10,4. Интенсивный звуковой эффект и начало шумов (до конца записи).
Звук взрыва. По звуку пилоты не могут определить, что это именно взрыв. Они слышат мощный хлопок. Сразу после этого происходит резкое падение давления внутри самолета, оно сравнивается с тем, что за бортом. Это как будто пережить подъем в барокамере со скоростью 12 км в секунду! Воздух из кабины ринулся вытекать в разлом, образовавшийся в хвосте. Летчиков тоже тянет в хвост. Тот, кто был не пристегнут, вылетает из своего рабочего кресла. Кто-то мог удариться сильно или даже что-то сломать. К тому же при таком резком изменении давления - страшная боль в ушах!
22:53:11. Протяжный крик.
Крик свидетельствует, скорее всего, о боли.
22:53:13,7. Начало звучания прерывистого сигнала.
Это сигнал о разгерметизации. В кабине экипажа гаснет свет. Тут или совсем темно, или работает аварийное освещение. У самолета отваливается хвост.
22:53:15,4. Крики.
22:53:23,1. Ругань.
Это, скорее всего, первая оценка ситуации. Человек шокирован или поражен произошедшим.
22:53:31,8. Стон.
Вероятно, стонет тот, кто кричал первым. Возможно, у него перелом или пошла кровь.
22:53:36. Крик.
Человек в состоянии стресса.
22:53:45,9. Протяжный крик.
Человек травмирован.
22:53:48,7. Ой! (Ругань, крик.)
Человек травмирован.
22:53:52,7. Протяжный крик.
Человек травмирован.
22:53:56,6. Где мы?
Трудно сказать, что эта фраза значит. Скорее всего, член экипажа пытается сориентироваться, в каком районе они находятся. Оценивает, где у них сейчас прекратится полет. Вопрос, видимо, задает бортинженер или второй пилот.
22:53:57,7. Крик.
22:53:58,9. Крик.
Крик свидетельствует о боли или переживаемом стрессе, ужасе от изменения обстановки или от чего-то увиденного, например, от травмы, полученной товарищем.
22:53:59,9 - 22:54:11,6. Прерывистый сигнал с частотой около 1000 Гц (6 включений).
Это может быть сигнал о каких-то изменениях в бортовых системах самолета.
22:53:59,9. Э-э.
Человек стонет.
22:54:00. Где?
22:54:06,7. Где?
Возможно, член экипажа оценивает ситуацию. Скорее всего, командир или бортинженер выясняет: «Где разлом в фюзеляже?» или «Где произошло что-то?»
22:54:09,6. Э-э. (Ругань.)
Видимо, у стонущего усилилась боль.
22:54:10,6. Э, прощайте.
Скорее всего, он же прощается с товарищами по экипажу или даже с родными, понимая, что случилось что-то непоправимое.
22:54:11. Крики одновременно двух человек.
22:54:13,1. Разгерметизация.
Через минуту и три секунды после взрыва, после царящего бардака в кабине, стонов и криков дается четкая оценка произошедшего. Она сделана на основании перепада давления и срабатывания сигнализации. Скорее всего, ситуацию оценил командир.
22:54:14,5. Диспетчер: 85556, высота?
Диспетчер видит, что с самолетом что-то происходит, и запрашивает у экипажа высоту полета. 85556 - бортовой номер Ту-154. Очевидно, у диспетчера меркнет отметка самолета на экране радара.
22:54:19,2. Что случилось?
Этот вопрос мог задать штурман или другой член экипажа.
22:54:21,1. Разгерметизация.
22:54:22,8. Разгерметизация возникла.
Скорее всего, командир правильно оценивает ситуацию и пытается ее исправлять! В то время как рядом кричат и стонут товарищи.
22:54:25. Крики, стоны.
22:54:28,4. Давай, давай штурвал от себя.
22:54:31,7. Штурвал от себя. (С трудом.)
Командир принимает решение снизиться, как и полагается при разгерметизации самолета. Он не знает, что у лайнера уже нет хвоста. Ибо штурвалом управляется руль высоты, расположенный именно там.
22:54:32,5. Диспетчер: 85556, высота?
22:54:38,3. Восемь.
Вероятно, это ответ экипажа на запрос диспетчера, что высота - 8000 метров. Кратко, по-авиационному: без «тысяч» и без «метров».
22:54:43. Где мы?
Кто-то из членов экипажа пытается выяснить, над каким районом пролетает самолет.
22:54:45,2. Подожди.
Старший по должности просит подождать с вопросом.
22:54:46,1. Вот и все!
Кто-то оценивает ситуацию как безысходную.
22:54:48,4. 81.
22:54:49,5. Есть.
Другие члены экипажа в это время продолжают ситуацию исправлять. Они оценивают какой-то параметр полета или снимают показание с прибора.
22:54:56,8. Господи!
Кто-то еще раз оценивает ситуацию как безысходную.
22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань.)
В это время другие по-прежнему что-то делают, пытаясь исправить ситуацию, и один поправляет другого. Скорее всего, это командир и второй пилот. Дальше следует диалог между ними.
22:55:07,5. Ну на себя бери.
22:55:08,8. На себя?
22:55:09,8. На себя.
22:55:10,3. Давай!
Пилоты по-прежнему пытаются управлять падающим самолетом, хотят уменьшить вертикальную скорость снижения. Ибо они уже поняли, что, она огромная. У летчиков - представление, что, если они возьмут штурвал на себя, это падение замедлится. Но в данном случае это бесполезно. Хвоста ведь нет. Управлять нечем. А за стеклами кабины не видно ничего - те-мень! И понять элементарно, где - небо, где - земля, трудно.
22:55:12,5. Ты здесь?
22:55:14,8. Уходи.
Положение в кабине - как в автобусе, падающем с обрыва. Темнота, перегрузки, перемещение тел, оказавшихся в обморочном состоянии. Скорее всего, летчик, ориентирующийся на ощупь, видит лицо человека или тело, которое ему мешает, например, оказалось на штурвале.
22:55:16,7. Где мы?
Где мы сейчас упадем? Или: что с нами?
22:55:19. А-а-а!
22:55:20,3. На себя!
Штурвал тяни на себя, уменьшай скорость снижения! У летчиков все еще представление, что это все-таки какой-то бросок самолета вниз, сваливание - такое было под Иркутском, когда разбился владивостокский Ту-154. Пилотам кажется, что они свалились. И им не до разгерметизации. Да, что-то грохнуло, они слышали. Но то, что это был именно взрыв, что хвоста уже нет, они не осознают. У них до последнего момента остается ощущение, что самолет управляется. По словам коллег, летчики действовали в сложившейся ситуации мужественно, единственно верно и профессионально. Но земли, скорее всего, не видели. Они могли быть в этот момент вверх ногами или даже во вращении.
22:55:23,1. Стоны.
22:55:23,7. Прекращение записи.
Столкновение с землей.
http://hodar.ru/post/46975/