x-11 (10.07.2014 - 07:29) писал:
Я чувствовал, что, поход наш приближается к завершению. Несмотря на то, что завтра будет ещё один день, и он будет очень насыщенный для всех нас, история наша приближается к завершению и мы пишем последние её страницы.
Истинная правда! Только коллега
х-11 что-то не торопится их дописывать. Потому я опять встряну, ничего? Кому-то интересно?
После осмотра петроглифов ближайшим ко мне объектом был Беломоро-Балтийский Канал, один из крупнейших судоходных каналов в мире, 280 километров, построенный мене чем за 2 года - где там книга рекордов Гиннеса? Собственно, 280 - это только до Онежского озера, но там дальше уже было судоходство и раньше.
Вот канал между 18-м и 17-м шлюзами - больше напоминает спокойную лесную реку. Собственно, это и есть река, под названием Шижня - восточная протока реки Выг. Канал не таков, как показывают его строительство в антисоветской кинохронике - зеки с лопатами и тачками что-то копают и таскают, это, на самом-то деле, гениальное инженерное сооружение - состема водохранилищ на реках и озерах водораздела между Белым морем и Онежским озером, высота - больше 150 метров над уровнем мирового океана. здесь река Шижня поднята тремя шлюзами (19, 18 и 17) на высоту метров 30, до поселка Выг-остров, где начинается дельта. А тут - река как река -
Мне сразу сказали, что к шлюзам лучше близко не подходить. Только попадаешь в поле зрения - как охрана сразу же реагирует, и требует убрать фотоаппарат. И даже имеют право отнять - временно. Так оно и есть. Я даже сам предлагал охранникам отдать свой фотоаппарат во временный обмен - лишь бы пройти к шлюзам, но - в ответ вежливый отказ. Даже фотографировать издалека нельзя (но если очень хочется, то можно)
Вот плотина и шлюз номер 17 - перепад уровней метров 8, или чуть больше
Вот очень красивый шлюз номер 16 - первый после Выг-Острова. Сталинская классика!
И так на протяжении всего-то нескольких километров - сразу целых три плотины и система дамб. Русло реки Выг, конечно, несколько изменено. Вот то ли кусок старого русла, нынче сухого, то ли карьер, где брали гранит для дамб. А может, и то и другое сместе...
Там рядом одна с другой находятся две действующих гидроэлектростанции - Выгостровская и Беломорская, и я, зайдя в магазинчик в поселке Золотец и пополнив припасы, устроил обед под сливной плотиной Выгостровской ГЭС. За моей спиной, за дамбой, была 10-метровая стена воды, а мне было тепло и сухо на камнях. Видите котелки и горелку в правом нижнем углу?
По старому руслу, говорят, можно пройти в Беломорск, там есть тропа, но с груженым велосипедом это не очень удобно, проще и быстрее по дороге проехать, хоть там и крюк изрядный
А еще, будучи на 18-м шлюзе (куда меня вообще и близко не пустили), я заметил метрах в 300 какое-то циклопическое сооружение, оказалось, это разводной железнодорожный мост через канал, дорога - на Вологду и Архангельск. Правда, чтобы туда попасть, пришлось объехать километров 10 - то запретная зона, то бездорожье. Вообще ландшафт Беломорской низменности чем-то напомнил мне тундру, хотя до настоящей тундры было еще километров 500
В итоге к этому мосту я выбрался - там разводится один пролет, он оснащен массивным противовесом, и находится мост в населенном дачном поселке под те же названием Шижня. Я подошел к колючке не слишком близко, метров на 10, стараясь держаться около забора ближайщей дачи, и, в общем, не "борзеть". Никто из охраны навстречу мне не вышел, я уж подумал - может, никого и нет. Достал фотик, и тут, словно из под земли - из спрятанного где-то громкоговорителя - загремело - "Запретная зона, съемка запрещена!". Я буквально поднял руки вверх. Там продолжили - "Убрать камеру!!" Я немедленно зачехлил фотик и снова руки поднял. "Молодец!" - похвалил меня невидимый охранник, и замолчал. Я постоял минут 5, покурил - тишина, и двинулся обратно. Метров со 150 все же на зуме сфоткал мост, прячась за каким-то сараем
Дальше поехал вниз по Шижне (то есть Беломорканалу) до последнего, 19-го шлюза. Там места населенные, есть даже что-то вроде речного порта
Вообще дороги до шлюзов кошмарны - они выложены бетонными плитами, сделано это было несколько лет назад, когда проводили реконструкцию, и необходимо было подвести тяжелую технику, так что скорость была небольшой. Поселок у 19 шлюза практически заброшен, хотя - там единственный автомобильный разводной мост на восток, шоссе на Архангельск.
Вот так выглядит последний, 19 шлюз, со стороны материка -
А вот сам канал, уходящий на юг
А это - вход в канал, 19-й шлюз, со стороны Белого моря. Отсюда можно проплыть через всю Россию куда угодно - хоть в Грецию, хоть в Иран, хоть в Африку. Чудо!
Время приближалось к 15-00, накатано было уже полсотни километров. а ведь нужно было еще и город осмотреть, и в Белом Море искупаться.
Завтра продолжу - если кому интересно?
Сообщение отредактировал ак1961: 18.05.2015 - 07:26