Совдепия. Развитое железнодорожное сообщение. Большое количество грузовых перевозок ж/д транспортом, поскольку, во-первых, плановая экономика, и если сказано везти поездом, значит везти поездом. Во-вторых, невысокий уровень дальних автомобильных перевозок хотя бы по причине отсутствия нормального транспорта в должном количестве. Да и кто занимался подобными перевозками - Совтрансавто? Сколько у них там машин было?
Пассажирские перевозки по железке всегда и везде были убыточны. Об этом можно погуглить и найти подтверждения. В СССР это решалось на государственном уровне, в новой России попытались компенсировать за счёт грузовых перевозок. Но вот тут незадача - промышленность в упадке, количество грузовых перевозок резко сократилось, а далее песне на горло наступает автотранспорт, как максимально удобный способ быстро и удобно доставить грузы на дальние расстояния. Если в вопросе ж/д перевозок встают вопросы: доставить груз до станции, дождаться формирования состава, поезд тоже не всегда расторопен, потом забрать груз на станции прибытия... А тут: фура подъехала прямо к одному складу, в неё закидал погрузчиком всё за пару часов и отправил в путь. Прямо к воротам другого склада. И винить в этом неповоротливость железнодорожников глупо - таковы правила... С самолётами ещё сложнее - там лишний вагон к составу не прицепишь

Поэтому объёмы грузовых перевозок тоже упали. Думаю, что в разы. Выйдите к железной дороге, посмотрите - какие вагоны ходят? В большинстве своём - цистерны. Ибо нефтянка и химпром остались по сути единственными постоянными заказчиками у РЖД. А кто вспомнит Совдепию, тот наверняка припомнит разнообразие коробочек на путях: тут тебе и цистерны, и рефы, и платформы, и копры, и обычные грузовые вагоны. Даже знаменитый БЖРК был "загримирован" под рефы. Думаю в современных реалиях российской экономики он бы смотрелся белой вороной среди вагонов.
В результате даже с учётом различных распилов, без которых не обойтись в любой стране, денег на всё хронически не хватает. Поскольку требуется не только пытаться развиваться, но и поддерживать всё обширное хозяйство, оставшееся в наследство от империи. Поэтому имеем то, что имеем.
Что же касаемо пригородных поездов... Наверняка у каждого третьего, прочитавшего этот пост, есть в круге знакомых те, кто в своё время был причастен к сбыту в Прибалтику леса, металлов и прочего. Насколько я в курсе (хоть и не абориген), когда-то были планы протащить с Ленобласти до Пскова электричество. Но не состоялся сей проект не только по причине экономических проблем, но и по причине тотального разворовывания всего того, что плохо лежит. Электричество по чему идёт? Правильно - по проводам. И уж если на Псковщине умудрялись снимать высоковольтные магистрали под напряжением, то что говорить о свежепроложенном, но ещё неподключенном проводе? А электротяга помогла бы удешевить перевозки. А что мы имеем теперь? Один локомотив, который может тянуть несколько десятков грузовых вагонов, таскает за собой один-два полупустых пассажирских. Это всё равно, что ЗиЛе за мешком картошки съездить...
Выходом бы было обновление подвижного состава. Переход на небольшие дизель-поезда, рельсовые автобусы... Но это опять деньги. См.выше... Короче - всё весьма непросто, и вот так огульно говорить, что РЖД - уроды, тоже не верно. На мой взгляд, что касается ситуации с Псковом, есть один весьма крупный просчёт с сообщением на Питер. Если бы не закостенелость принятия решений об организации маршрута, то не было бы проблемы с поездками по ж/д туда и обратно. Достаточно было пустить поезд, который бы уходил туда утром, а возвращался вечером. По типу нынешнего скорого по пятницам и воскресеньям - "поезд для псковских гастеров", ибо в пятницу привозит скобарей с работ из Питера, а в воскресенье увозит обратно
