Медленной поступью, благими намерениями надвигается...."а у меня самая самая ...опа"
Москва. 11 декабря. FINMARKET.RU - "Майские указы" президента Путина о повышении зарплат в бюджетном секторе подрывают финансовую стабильность в регионах и негативно сказываются на инвестиционных рейтингах субъектов федерации и муниципалитетов. Об этом говорится в докладе агентства Standard&Poor's (S&P) о качестве управления финансами российских регионов. Дефолт, фактически, уже стал реальностью, в следующем году обанкротившиеся регионы будут постепенно окружать Москву.
Регионы утонули в дефиците
Президентские указы 2012 года резко увеличили фонд заработной платы в госсекторе и требуют дальнейшего его наращивания. В среднем только из-за этого расходы консолидированных региональных бюджетов в 2014 году вырастут на 7%, а в 20 регионах – более чем на 10%.
В 2015 году среднее увеличение расходов к предыдущему году составит еще 10%.
Дополнительные расходы регионов, связанные с необходимостью исполнения указов президента, составят 1,6-1,7 трлн руб. за 2013-2015 годы и будут расти на 1 трлн руб. ежегодно в течение 2016-2018 годов. Причем в случае с зарплатами речь идет о наименее гибких к шокам доходов расходах.
Расходы на зарплату вырастут с 24% консолидированных региональных бюджетов в 2012 году до 35% в 2015 году. Причем у 8-10 регионов их доля превысит 50%.
Но дополнительная поддержка региональных бюджетов федеральными трансфертами явно недостаточна. В ближайшие годы трансферты регионам предполагается сократить даже в номинальном выражении на 5%. По расчетам S&P, даже при условии увеличения федеральной поддержки дефицит консолидированных региональных бюджетов с учетом капитальных расходов составит 600 млрд и 800 млрд руб. соответственно в ближайшие два года.
Слабые показатели экономики ограничили поступление одного из двух основных источников доходов региональных бюджетов - налога на прибыль. Отчасти в этом виноваты федеральные власти, применившие новые схемы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков и ускоренной амортизации инвестиционных расходов. Вытеснение налога на прибыль происходит также за счет увеличения экспортных пошлин и НДПИ, которые идут в федеральный бюджет.
Правительство и розовые очки
Ожидания правительства относительно возможностей регионов решать свои бюджетные проблемы в 2014-2016 годах "чрезмерно оптимистичны", уверены в S&P. Минфин ожидает, что в эти годы доходы региональных бюджетов будут расти на 8-10% быстрее, чем в среднем за последние три года. В S&P же предполагают, что в следующем году налог на прибыль в регионах будет на 80 млрд руб. меньше, чем запланировано, еще 20 млрд руб. не досчитаются они подоходного налога.
Дефицит и долги консолидированных бюджетов субъектов в 2014-2015 годах будут быстро расти и достигнут к концу этого периода 3 трлн рублей, то есть удвоится по сравнению с началом 2013 года.
Разрыв между регионами с высоким и самым низким уровнем кредитного качества будет увеличиваться.
Почти в половине регионов долг превысит 60% операционных доходов (сейчас такое превышение в 15 регионах).
На обслуживание долга в среднем будет уходить до 10% доходов консолидированных бюджетов регионов, у более половины регионов - превысит 15%.
Кто первым упадет
Это неизбежно окажет негативное давление уже не только на региональные, но и на федеральный бюджеты в долгосрочной перспективе. Разрыв в экономическом потенциале сильных и слабых регионов будет нарастать.
Борис Копейкин, директор направления "Региональные и муниципальные финансы" рейтингового агентства S&P
Главная причина ухудшения балансов бюджетов регионов - необходимость исполнять указы президента о повышении зарплат в бюджетной сфере. Если в 2012 году у большинства регионов был примерный баланс между текущими доходами и расходами, то сейчас все больше субъектов федерации вынуждены наращивать текущие расходы с опережением роста текущих доходов.
Это значит, что все большему числу слабых регионов не будет хватать денег на финансирование всех необходимых постоянных расходов. Мы ожидаем, что в следующем году регионы и муниципалитеты израсходуют на 500 млрд руб. больше, чем ожидает Минфин. В итоге совокупный дефицит составит не 200 млрд руб. как полагает Минфин, а гораздо больше – 600 млрд в 2014 и 800 млрд в 2015 годах.
Вся система региональных бюджетов в целом еще остается неплохо сбалансированной, но исключительно за счет сильных регионов - Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и автономных округов, входящих в нее. Медианные показатели все хуже и хуже. Гибкости у слабых регионов уже практически не осталось.
Когда не хватает денег на самое необходимое, от каких-то расходов приходится отказываться. Сокращали прежде всего капитальные инвестиции, и дальше это продолжать невозможно: остался только тот минимум, который требуется по закону. Масштабы недофинансирования до среднего уровня у слабых регионов накопились за много лет и оцениваются нами в 10% ВВП.
Самые слабые не могут развивать ни социальную, ни транспортную, ни коммунальную инфраструктуру. Им остается полагаться только на помощь федерального центра. В 2008-2009 годах, несмотря на отсутствие институциализированных механизмов, такая помощь по факту приходила к тем, кто находился перед риском дефолта. Будет ли так в будущем - не известно. Механизма, закона, понятных процедур нет.
Никаких юридических обязательств у федерации по спасению регионов и муниципалитетов от дефолтов нет. В 1998-1999 годах были десятки дефолтов, в том числе региональных. В 2008-2009 годах была возможность помочь - помогли. Руководство Минфина неоднократно говорило, что дефолты на региональном уровне неприемлемы, но никто не обещал всем помочь.
Александра Балод, старший аналитик S&P
"Финансировать дефицит регионы будут за счет займов. Мы ожидаем, что за ближайшие два года уровень долга удвоится и составит более 3 трлн руб. Хотя уровень долга российских регионов в международном контексте относительно не высок, если смотреть на среднюю картину, за ближайшие годы уровни станут существенными, составив 35-40% доходов регионов.
Регионы занимают на относительно небольшие сроки - 2-3 года. Это значит, что ежегодно порядка 10% доходов им придется тратить на обслуживание долгов и их погашение. Ситуация довольно опасная, рынки капитала в России нестабильны, в какие-то моменты они для регионов могут просто закрыться, и самые слабые субъекты столкнутся с невозможностью перекредитоваться.
Важным инструментом поддержки регионов являются дешевые бюджетные кредиты, но практика их распределения такова, что деньги достаются далеко не всегда самым слабым. Их распределение может быть связано с различными федеральными проектами, вроде Универсиады в Татарстане или Олимпиады в Краснодарском крае.
Сложнее всех средним регионам: у самых богатых больше доходов и выше гибкость бюджетного маневра, самых слабых поддерживает федерация. А у средних промышленных регионов и сильнее упали доходы в этом году, и федерация еще не стала им помогать, так как считается, что у них небольшой уровень долга, и со своими проблемами они должны справляться сами".
Карен Вартапетов, замдиректора направления "Региональные и муниципальные финансы" S&P
Возможны три сценария развития событий при отсутствии структурных реформ:
Федерация может продолжить давить на регионы, требовать от них исполнения указов в полном объеме, предоставляя некоторые объемы помощи тем, кто совсем не справляется. Это близкий к базовому сценарий. Он приведет к структурному ухудшению финансовых показателей регионов, росту долга за два года в два раза до 3 трлн руб.;
Предоставление дополнительной финансовой поддержки для исправления дисбаланса, возникшего из-за указов президента. Это может стоить до 2% ВВП ежегодно, начиная с 2014 года;
Явная или неявная корректировка указов президента. Часть таких шагов мы уже видим, например, пролонгировано действие программы ликвидации аварийного жилья.
С одной стороны, федеральный центр говорит регионам, что при замедлении темпов экономического роста регионам вряд ли стоит рассчитывать на дополнительную финансовую помощь из центра. Источников децентрализации доходов уже нет, а повышение налоговых ставок - по основным налогам, поступающим в бюджеты регионов и муниципалитетов, пока по нашей информации не обсуждается.
С другой стороны, объем фактически выделяемой регионам помощи ежегодно превышает предусмотренное в бюджете минимум на 20-25%. Например, только объем бюджетных кредитов в этом году вырос в два раза: вместо планировавшихся 80 млрд будет выдано 153 млрд руб., и возможно это еще не конец.
Предоставление больших объемов бюджетных кредитов грозит ослабить расходную дисциплину регионов: после фактического списания (пролонгации на 20 лет) бюджетных кредитов Краснодарскому краю и Татарстану многие регионы потребовали того же. Мы слышим еженедельные заявления губернаторов, что бюджетные кредиты должны быть пролонгированы или списаны.
В том случае, когда банки вынуждены пролонгировать кредиты органам власти на худших условиях для инвестора (банка) - это дефолт по нашему определению.