"...Сергей Гордеев, ученик 10 «а» московской школы № 263, застреливший в понедельник на уроке учителя географии
http://izvestia.ru/news/565269
Андрея Кириллова и полицейского Сергея Бушуева, воспитывался в семье высокопоставленных сотрудников спецслужб. За два дня до стрельбы в школе подросток поругался с родителями и сказал другу, что потерял веру и цель в жизни. Психологи, работающие эти дни с парнем, считают, что, несмотря на то, что со стороны его действия кажутся продуманными и логичными, он все-таки действовал в состоянии аффекта. Не исключено, что по результатам назначенной психолого-психиатрической экспертизы Сергей будет признан невменяемым.
После расстрела в школе прошло уже два дня, однако до сих пор неизвестно, почему в доме Гордеевых оказался целый арсенал оружия и подросток имел к нему доступ. Нет никакой информации и о родителях стрелявшего. Известно лишь, что это отец уговорил мальчика сдаться и отпустить одноклассников-заложников. После того как сейф изъяли из дома, а родителей допросили, они перестали выходить на связь и со следователями, и со знакомыми. Не пришли они и в суд, где Сергею избирали меру пресечения. Такое поведение родителей удивило всех участников процесса: поскольку подростку нет 16 лет, его нельзя допрашивать без родителей, педработника и адвоката. Но семья не позаботилась даже о защитнике — в итоге на суде у него был адвокат по назначению. Мальчик просил на время следственных действий отпустить его домой, но его арестовали на два месяца.
Как выяснили «Известия», Сергей вырос в непростой семье. Его дед — генерал ФСБ, а отец — сотрудник засекреченного ФГБУ НИИ «Эфир». По данным ЕГРЮЛ, принадлежит этот институт Росимуществу, однако в списке официальных подведомственных учреждений он не числится.
— НИИ формально принадлежит Росимуществу. Но на самом деле его курирует МВД и ФСБ, — рассказывает информированный источник в спецслужбах.
Помимо ФСБ и МВД, часть институтских разработок патронирует ГРУ Генштаба Вооруженных сил .
— В автопарке НИИ часть автомобильных номеров закреплено за Генштабом ВС, — рассказывает источник в ГИБДД.
Сейчас в России действуют два НИИ «Эфир». Один, созданный в середине 1950-х годов для разработки и внедрению в войска КГБ, Минобороны и МВД радиостанций — как стационарных, так и мобильных. В середине 1980-х сотрудники «Эфира» занимались разработкой устройства РЭБ — средства радиоэлектронной борьбы. РЭБ используются для предотвращения подрывов взрывных устройств при помощи дистанционных средств связи — сигналов с мобильных телефонов и радиостанций.
Второй «Эфир», в котором работает Виктор Гордеев, не имеет даже собственного сайта.
— Научные сотрудники числятся в воинских частях Минобороны и МВД, а в НИИ просто приходят на работу. Десятки людей работают в филиалах НИИ, в испытательных лабораториях и на полигонах в разных регионах страны. Есть в НИИ и офицеры, участвовавшие в боевых операциях на Северном Кавказе и имеющие государственные награды за испытание разработанных приборов и устройств РЭБ в боевых условиях и успешное их внедрение, — рассказывает источник «Известий».
Другой источник отметил, что в институте работают как действующие сотрудники, так и отставники спецслужб, выполнявшие ответственные задания за рубежом.
— Институт напрямую не связан с Минобороны, это своего рода очень обособленное спецподразделение, — говорит собеседник. — Также они занимаются аналитикой в сфере госбезопасности и разработкой систем защиты информации.
«Известия» позвонили в ФГБУ НИИ «Эфир» и попросили соединить с Виктором Гордеевым, отцом Сергея. Нас попросили оставить контакты для связи. Спустя 10 минут на номер перезвонил мужчина, который представился замдиректора института по безопасности Вадимом Олеговичем. Он подтвердил, что Виктор Гордеев работает в НИИ и поинтересовался откуда у нас номер телефона учреждения.
— Мы будем писать заявление в ФСБ о том, что вы интересовались институтом и его сотрудниками. Что касается самого Гордеева, то ему сейчас не до журналистов, — заявил безопасник.
В открытом доступе есть лишь юридический адрес НИИ — в Большом Спасоглинищевском переулке. По месту его прописки находится магазин «Росоружие», где продают ножи для охоты и туризма, мачете и арбалеты. И ЧОП «Пикет» — «за активное участие в реализации социальных программ поддержки ветеранов внутренних войск МВД России предприятие награждено грамотами Главнокомандующего внутренних войск МВД России и Председателя ЦПООО ИВВ МВД России», сообщается на сайте ЧОПа."