Цитата
В планах немецкого командования городу отводилась важная роль. В 1941 году он стал «ключом к парадным дверям Ленинграда» для немецкой группы армий «Север», рвавшейся к берегам Невы. Когда группировка в составе 16-й, 18-й армий и 4-й танковой группы достигла пределов Ленинграда, то Псков и близлежащие районы стали для неё опорным тыловым районом, её административным, хозяйственным и военным центром.
В связи с этим в городе разместились: командование и хозяйственная инспекция группы армий «Север», командование 18-й армии, штаб оперативной команды 1-а (служба безопасности СД), военно-строительная организация ТОДТ (её команды разместились на территории Довмонтова города); немецкие госпитали, разведшколы (в городе и окрестностях).
С мая 1943 года появились подразделения власовцев, эстонские комендатура и полиция, латышские добровольцы, испанские легионеры из «Голубой дивизии», штаб железнодорожных войск. Временами в городе было расквартировано до 70 тысяч солдат. Постоянный гарнизон имел численность около 20 тысяч.
Родной город в одночасье стал чужим. Чужая речь на улицах, многие из которых сразу же переименовали на немецкий лад. Октябрьскую улицу и Пролетарский бульвар – в Хауптштрассе, улицу Ленина – в Плаунер, Свердлова – в Берлинерштрассе, Поземского – в Гдофферштрассе, Советскую – в Берхрессаденер Штрассе. Некоторые улицы сохранили своё название, но с немецким написанием.
В годы оккупации многие служебные здания использовались оккупантами по своему прямому назначению: тюрьма, почта, ТЭЦ (тепло-электростанция), радиоцентр, театр, столовые, парикмахерские, типография, аэродром. В Доме Советов (Некрасова, 23) разместился госпиталь, полевые комендатуры и жандармерия. На первом этаже «дома специалистов» - биржа труда. На улице Ленина городская Управа и эстонская комендатура. В гостинице «Октябрьская» разместились штабы группы армий «Север» и 18-й армии. Весь квартал был огорожен проволокой. В лютеранской кирхе, на углу Октябрьской и Некрасова, - Дом офицеров «Остланд» . В «доме губернатора» разместился игорный дом и конюшни. Дом Красной Армии, бывшая городская Дума, превращен в солдатский клуб . Школьные здания использовались либо как казармы, либо отводились под госпитали. Подворье Печёрского монастыря отдали под поликлинику для русских с платным лечением. Для немцев работала Гельдтова баня , для русских – баня на Плехановском